Руководитель
Кузьмина Татьяна Геннадьевна
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления ОО
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема
Учебный процесс
Календарный график
Перечень учебников
Расписание
Мониторинг успеваемости
Олимпиады
Реализация республиканских проектов и программ
Научно-исследовательская деятельность
Учебный план
kontingent
Проекты и программы
Воспитательный процесс
План воспитательной работы
Организация дополнительного образования
План внеурочной деятельности
Расписание кружков, секций
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Программа по профилактике правонарушений и преступлений
План работы отряда ЮК "Млечный путь"
Фотоотчеты
Подписка на новости
Get Adobe Flash player
Модель организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Дата: 23.08.2011

Модель организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО(материалы к выступлению Кавтазеевой Елены Юрьевны, заместителя директора МОУ "Цивильская СОШ №2" Цивильского района Чувашской Республики на дискуссионной площадке августовского педсовета 23 августа 2011года)

Несмотря на то, что в структуре основной образовательной программы начального общего образования не содержится в явном виде раздела «внеурочная деятельность», она играет значительную роль для достижения планируемых результатов освоения этой программы (личностных, метапредметных, предметных).

Кроме того, реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;- снизить учебную нагрузку обучающихся;- улучшить условия для развития ребенка;- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания учебных программ.

О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось ранее неоднократно (например, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).

Однако именно сейчас в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования эта идея получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, базовая модель может быть реализована через:

- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.);

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- организацию деятельности групп продленного дня;

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Данная модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей

Основой для практической реализации этой модели послужил опыт работы работы нашей школы в режиме «школы полного дня», ключевыми идеями которого стали:

- создание условий для полноценного пребывания ребенка в школе в течение дня, в том числе, и через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;

- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ;

- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и образовательной программы школы;

- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

- построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в школе;

- создание здоровьесберегающей среды, включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

- обеспечение некриминального пути социализации детей из группы риска

Школа полного дня – это тип школы, открытой целый день и обеспечивающей максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу с учениками и учителем, общении и дискуссиях с другими учениками.

Главной задачей школы полного дня является использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества.

На слайде вы видите как расширяются функции обучения в школе полного дня за счёт проектной работы, образовательных кружков, экскурсии, конкурсов. Идет наращивание свободного времени для самостоятельного выбора учащимися деятельности по интересам.

Результатом работы в режиме «школы полного дня» стали качественные изменения во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей: на базе школы и ранее функционировали «Детская школа искусств» пос.Опытный, кружки и секции Центра детского и юношеского творчества, ДЮСШ. В 2010-2011 учебном году на базе школы было открыто структурное подразделение «Школа искусств» что, в свою очередь, обеспечило территориальную доступность музыкально-эстетического образования и увеличило число детей, обучающихся в школе искусств. Школа, работая в режиме полного дня, объединила под одной крышей общеобразовательную школу и Школу искусств. Такая организационная модель позволяет работать по единому плану педагогическому коллективу, где кроме школьных учителей есть педагоги дополнительного образования, специалисты культуры и организаторы спортивных мероприятий. Все педагоги дополнительного образования работают по программам, которые отвечают потребностям и интересам детей, предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. В структуре Школы искусств 4 отделения: общеэстетическое, хореографическое, художественное и музыкальное. На общеэстетическом отделении занимаются все учащиеся 1-х и 2-х классов, что составило 66% учащихся начальной школы в 2010-2011 учебном году. Основными задачами этого отделения являются формирование и развитие творческих способностей учащихся, обучение их различным видам искусства, получение базовых творческих умений и навыков. В учебном плане этого отделения предусмотрено изучение следующих предметов: хоровое пение (1ч), декоративно-прикладное искусство (2ч), хореография (2ч), эстетика (1ч). Занятия проводятся в основном пятыми уроками, уроки хореографии сдвигаются в первую половину дня, что позволяет осуществлять дополнительную двигательную активность.

Следует заметить, что более 50% учащихся 1-х и 2-х классов, обнаружившие либо музыкальные, либо художественные, либо хореографические способности занимаются дополнительно на других отделениях Школы искусств. Занятия на других отделениях осуществляются во второй половине дня. Учебные планы всех отделений составлены на основе примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств, рекомендованных Министерством культуры, а также Министерством образования и науки РФ.

Важно и то, что преподаватели структурного подразделения школы оказывают методическую и практическую помощь в организации и проведении в школе мероприятий музыкально – эстетической направленности. Они организуют экскурсии, ведут активную подготовку к участию в различных конкурсах. Следует заметить, что только в прошедшем учебном году преподавателями структурного подразделения подготовлен один победитель международного конкурса, 3 победителя российских конкурсов, 15 – республиканских и более 20 - районных

Такая работа школы в режиме полного дня позволяет более полно использовать возможности учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.

Ребенок, занимаясь в школе полного дня может быть как в коллективе, так и вне коллектива. Здесь могут быть как коллективные, так и индивидуальные занятия, поэтому формы коллективного и индивидуального пребывания ребенка в школе сочетаются очень разумно.

Дополнительное образование выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство школы. Школа полного дня даст возможность расширения воспитательного «поля» школы, то есть включает личность в многогранную, интеллектуальную, культурную и эстетически насыщенную жизнь, способствует нравственному воспитанию.

В качестве вывода можно сказать, что деятельность «школы полного дня» создала определенные предпосылки для реализации внеурочной деятельности в рамках образовательных стандартов нового поколения. Модель предполагает ведение специалистами уроков музыки в начальной школе, что безусловно обеспечит более качественное музыкальное образование. формируется художественный вкус, знание и понимание культуры народов, отношение к труду, культура здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, гражданско-патриотическое воспитание – воспитание гражданина России, ученического самоуправления, системы работы классного руководителя, общешкольных дел (традиций).

Рассматривая школу полного дня с одной стороны, можно сделать вывод о формировании нового пространства жизнедеятельности учащихся, более безопасного, чем общепринятое пространство, в котором ребенок находится ежедневно.

В качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности нами была выбрана модель, включающая бюджетную и внебюджетную составляющие.

Бюджетное финансирование предполагает финансирование расходов по нормативам на одного обучающегося, развитие материальной базы и информатизацию образовательного учреждения на основе целевых программ, а также использование стимулирующего финансирования и получение грантов на конкурсной основе.

Внебюджетное финансированием предполагает только родительские взносы за предоставляемые услуги, но безусловно является очень недостаточным и даже не покрывает затраты на предоставляемые услуги. Описываемая модель, конечно же не уникальна, но она апробирована и вполне функциональна на этом этапе внедрения ФГОС, однако вопрос финансирования внеурочной деятельности остается пока открытым.

1. Тем не менее, ожидания педагогов относительно участия родителей в реализации внеурочной деятельности расходятся с их фактическим участием в этой деятельности. Что говорит о необходимости более активного вовлечения родительской общественности и других социальных партнеров в жизнедеятельность школы и актуальности качественных изменений в характере этих партнерских отношений. В целом проведенный среди родителей опрос показал значимость внеурочной деятельности для детско-взрослых отношений: 44% опрошенных отметили, что они обсуждают со своими детьми те или иные аспекты внеурочной деятельности. Подавляющее большинство родителей (более 90%) считают, что усиление роли внеурочной деятельности будет положительно сказываться на развитии и образовательных результатах обучающихся. Такая позиция родителей подтверждается и их желанием совместно решать общие проблемы, на что указали три четверти опрошенных.

2. Требуется единый учебный план первой и второй половины дня. При этом содержание второй половины полностью равноценно со­держанию первой половины, а технологически обе части дня строятся как единый комплекс. Отдельные образовательные компоненты, могут размещаться во второй половине. И напротив, компоненты воспитатель­ной среды, имеющие общую значимость для всего контингента учащихся, например эстетические, могут реализовываться в первой половине( такие как хоровое пение зв счет часа музыки, ДПИ за счёт 1 часа технологиии, хореография за счёт 1 часа физической культуры) .

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сделать вывод о том, что модель «школы полного дня» обеспечивает необходимые условия для реализации внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и позволяет реализовать «портрет выпускника начальной школы», ориентированный на становление таких личностных характеристик как:

· любящий свой народ, свой край и свою Родину;

· уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

· любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

· владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

· готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

· доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

· выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

(см. презентацию)

Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
Публичный отчет директора школы
Полномочный представитель Президента РФ в ПФО
Актуально
Федеральный Государственный Образовательный стандарт
Инженерные классы
Модернизация системы общего образования
2014 год - Год культуры
Календарь
Сообщи, где торгуют смертью
"Олимпиада 2014-2015"
Акция "Молодежь за здоровый образ жизни"
Самый классный классный
ВНИМАНИЕ-ДЕТИ!
Месячник оборонно-массовой, военно-патриотической и спортивной работы
Ученикам, родителям, учителям
Основы религиозных культур и светской этики
Прием в школу на 2014-2015 учебный год
Школа безопасности
Итоговая аттестация ГИА 2014-2015 г.
Школьная форма
Организация горячего питания в школе
Мониторинг качества образования
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList